Испокон веков жители Страны Восходящего Солнца стремились украсить свой повседневный быт изящными вещицами, удивлявшими и восхищавшими иностранцев. Особое место среди подобных предметов занимал и занимает японский веер.
Веер в старой Японии был вещью незаменимой - без него в летнюю жару не мог обойтись ни один японец. Недаром традиция приписывала дуновениям прохладного ветерка, вызванного движением веера, целебные свойства. Веер стал неотъемлемым аксессуаром традиционного японского костюма, как мужского, так и женского. Веера служили магическими амулетами, отгонявшими демонов, они использовались во время чайных церемоний и храмовых действ. Веера могли быть символами скорби и радости, атрибутами свадеб, праздников, торжеств или похорон.
Веер пришел в Японию из Китая. Первое упоминание о нем относится к VI веку. Это был "утива" (uchiwa), "не-складной" веер-опахало из шелка или бумаги на каркасе из расщепленного бамбука – круглый, квадратный, овальный, с деревянной ручкой, с рисунком. Рисунки на веерах со временем становились все более разнообразными, сложными и изысканными, а функций у "утива" становилось все больше.
Новинка появилась в конце VIII века и выглядела вначале как скрепленная на одном конце стопка тонко выструганных кипарисовых или сандаловых дощечек, затем они стали оклеиваться бумагой. Это был складной веер "сэнсу".
Именно этот веер стал частью костюма придворных дам, чью утонченность и чувственность очень удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера.
А потом появился и "оги" - тот самый веер, который мы сейчас называем "японским". "Оги" применялся и применяется танцорами и гейшами – ведь небольшое количество каркасных ребер позволяет так легко и красиво складывать и разворачивать его!
Именно "оги" и остался "предметом первой необходимости" в стране Восходящего солнца с ее теплым и очень влажным климатом. Даже сейчас, в эпоху кондиционеров, в Японии веера не превратились в архаичную диковинку. В гардеробе каждой японки – несколько вееров. К традиционным материалам для изготовления веера и его футляра в XX веке добавился пластик, к многочисленным назначениям - еще одно: веер стал весьма распространенным местом для рекламы.
Источник: gift.kasumi.ru
Новости на тему: