Японская гравюра – Укиё-э – появилась еще в XVII веке, в эпоху Эдо, и за все это время успела достичь расцвета и пережить собственную «осень».
Мастера Моронобу, Хокусай, Хиросигэ создавали свои великолепные работы в стиле Укиё-э в XVII-XVIII вв, и они пополнили коллекцию шедевров мирового искусства.
Интересна история и особенности столь необычного вида искусства. С японского «ukijo-e» переводится как «картины плывущего мира», поэтому и обрисовывает традиционное понимание иллюзорности мира в буддийской философии, его зыбкость, иногда «Укиё-э» переводят «мир скорби». Но термин отражает и красоту мира со всеми радостями и песнями, сакурой и снегом, красными кленами и полной луной. В контексте древнего значения словосочетания «плывущий мир» «Укие-э» - это бесконечный поиск и медитация на бесконечную красоту реальности, это философские произведения на тонкой рисовой бумаге
Сосаку-ханга (авторские отпечатки) – современный стиль японской авторской гравюры, когда работа создается одним художником от начала до конца. В гравюрах этого стиля больше авторского характера, они могут быть даже футуристичными.
Чтобы понять и оценить труд современного художника гравюр, рассмотрим, как создавались традиционные гравюры Укиё-э, ведь методы эти сохранились и используются до сих пор. Мастер-художник делал рисунок тушью и передавал своему подмастерью (хикко), который на основе оригинала воспроизводил на тонкой рисовой бумаге контурный рисунок (хансита). На доску из ценных пород дерева граверы наклеивали хансита, и резчик, оставляя изображение, вырезал белую бумагу. В итоге получался объемный барельеф на дереве, оригинальный рисунок утрачивался. После этого производился «кёго-зури» (черновой вариант) - контрольный оттиск, который проверял сам мастер.
Новости на тему: